Лицевое шитье — «живопись иглой», представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений. Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. Произведения лицевого шитья использовались только и исключительно в богослужебных целях. Это плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, воздухи, походные иконостасы и прочее. Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Овладение лицевым шитьем входило в обязательное воспитание девушки-аристократки. Все великие княгини, а в последствии царицы, были искусными мастерицами в этом деле. Такое положение дел сложилось потому, что материалы для лицевого шитья были исключительно дорогими, а сам процесс работы очень долог и тяжёл, требовал много свободного времени. В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась светлицей и там были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы были и остаются эталоном лицевого шитья как в древнее, так и в настоящее время. Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина Древней Руси. Прилежание к рукодельям почиталось за особую добродетель. «Добрые жёны рукодельны» пишет Домосторой – знаменитое произведение 16 века, содержащее различные правила житейской мудрости. Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина «по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в подвиге и в ея личном деле». Наиболее были известны мастерские по лицевому шитью у Старицких, Строгановых, царицы Анастасии Романовны, Годунова, великой княгини Соломонии Сабуровой и Софьи Палеолог. Кроме того, существуют еще так называемые школы лицевого шитья, связанные с местностью, в которой они развивались. Различают византийскую, московскую и новгородские школы. Новгородская школа характеризуется пастельным колоритом и минимумом золота, московская – сочностью и многоцветностью, в ней тоже мало используется золото. Для византийской характерно обилие золота и серебра с цветными прикрепами и шитьем в лом. Сейчас этот вид искусства возрождается и развивается. Современные мастера шитья работают вручную.
https://www.monastyr.org/drevnerusskoe-litsevoe-shite-ili-zhivopis-igloj-202410191329.html#sigProId54c520d7da